Вторник, 16.01.2018, 23:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Адаптация к школе

 

  Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

 

Формы дезадаптации:

  1. «Скрытые» формы дезадаптации:

1-я степень – начальная форма «скрытой» дезадаптации. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью, повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.

2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» дезадаптации. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.

Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.

  1. «Открытые» формы дезадаптации

3-я степень - начальная форма «открытой» дезадаптации. Характеризуется средним либо низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.

4-я степень - прогрессирующая форма «открытой» дезадаптации. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность. Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю. 

 

Для устранения симптомов дезадаптации необходимо установить причины, которые к ней привели.

    

Причины школьной дезадаптации

Они могут быть субъективного и объективного характера.

Субъективные причины дезадаптации:

  1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами  которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т.д. Вторичное разрушение мотивации происходит  непосредственно в процессе обучения.
  2.  Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.
  3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
  4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

 

Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:

  1. Неправильное отношение учителя к ученику.
  2. Неправильная организация учебного процесса.

 

Установив причину дезадаптации, необходимо вести работу над её устранением. В случае если причина имеет субъективный характер необходимо помочь ребёнку приспособиться к новой для него жизни:

- повысить интерес к школе: рассказать интересные и весёлые  истории из собственной школьной жизни; выявить предметы, которые нравятся ребёнку и первоначально делать акцент на их изучении, постепенно связывая данные занятия с нелюбимым материалом. Главное здесь: не гнаться за успеваемостью, отметками и оценками – ребёнок должен почувствовать удовлетворение от процесса, только тогда ему захочется получить положительный результат,

- больше заниматься с ребёнком в домашних условиях (возможно, причина неуспеваемости в застенчивости и стеснительности ребёнка: что-то недопонял, а при всех в классе спросить страшно, дома таких ситуаций можно избежать),

- развитие произвольной регуляции, внимания, памяти (заучивание наизусть детских стихотворений, считалочек, пересказ увиденного мультика, упражнения «Найди 10 отличий» и т.д.).

Если причины имеют объективный характер необходимо обратиться к школьному психологу и классному руководителю и совместными усилиями найти выход из сложившейся ситуации.